Сначала немного теории. Информационный вброс – это резкое создание некого мнения у людей, чаще всего негативного. Применяется тогда, когда нужно быстро создать определенное мнение о каком-либо событии или человеке. Информационные вбросы редко бывают чистой ложью, в основном они основаны на правде, но правда искажается настолько, что перестаёт быть таковой. Информационные вбросы почти сразу поддерживаются крупными ресурсами, ведущими информационную войну. Большинство информационных вбросов сопровождается откровенным давлением на эмоции.
О технологии создания и распространения информационных вбросов рассказывает российский специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами Игорь Ашманов.
А теперь посмотрим, как технология информационного вброса была применена на событиях 2 мая 2014 г. в Одессе и к чему это привело.
Одесса, раннее утро 3 мая 2014 года. Из Дома профсоюзов еще продолжают эвакуировать выживших, а тела погибших осматривают судмедэксперты. Криминалисты фиксируют картину преступления. На площади перед обгоревшим зданием с черными выбитыми окнами и обугленными дверями мечутся обезумевшие люди, не нашедшие своих родных в больницах и моргах.
Вся Одесса замерла в страшном шоке от происшедшего. Люди подавленно молчат. Даже над очередью к станции переливания крови, куда съехались горожане, чтобы поделиться кровью с сотнями раненых в уличных столкновениях, повисло страшное молчание. Не слышно привычных споров о политике. Она, политика, убила 48 людей. Хотя точного числа погибших тоже никто еще не знает.
Но по городу уже ползут зловещие слухи, что жертв намного больше, что людей в Доме профсоюзов убил не просто пожар, а боевые отравляющие вещества. Что на полную мощь работает городской крематорий, чтобы скрыть следы преступления. Трагедия быстро обрастает зловещими слухами и загадками.
И тут появляется очень простое объяснение всему. Происшедшее – «Одесская Хатынь». Так озаглавил заметку журналист газеты «Вести» Игорь Кулик 3 мая в 9.18
В течение дня газета потом повторяет это словосочетание несколько раз, его охотно подхватывают другие газеты, ТВ и блогеры. Это был явный информационный вброс – полуправдивая информация, эксплуатирующая сразу несколько особенностей человеческого восприятия (шоковое состояние огромного числа граждан, отключающее напрочь критическое отношение к информации, информационный вакуум – полная неизвестность, что произошло, молчание руководителей официальных органов в первые часы после трагедии, игра на чувствах людей, память об ужасах войны и т.д.). В самом деле, трудно было требовать от людей в тот момент, чтобы они спокойно задумались: а почему именно это сравнение легло в основу описания страшной, многоплановой трагедии. Расследование которой, к слову сказать, не закончено и до сего дня. А утром 3 мая 2014 года оно еще даже не начиналось.
«Одесскую Хатынь» — в Дом профсоюзов загнали женщин, стариков и детей — вбросила первой, буквально в ночь со 2 на 3 мая прошлого года, газета «Вести», — говорит в интервью «Новой газете» год спустя главред одесского новостного сайта «Думская» Олег Константинов. — Кто загнал? Кто казнил? Фашисты, конечно! Тезис мигом всплыл в сотне российских блогов, на форумах, в ЖЖ, на российских телеканалах. Даже на фотовыставке в Европарламенте. Хотя для меня как наблюдателя событий, журналиста, ложь и пропагандистская заготовка очевидны. Здесь не Хатынь, а боестолкновение! Эпизод войны, когда у всех упала планка. Поэтому события на Куликовом поле надо рассматривать только в контексте общего психологического настроя».
И не только настроя. События 2 мая 2014 года в Одессе нельзя рассматривать в отрыве от событий, происходивших в городе и стране начиная с ноября 2013 года. Одесскую трагедию, финалом которой стал пожар в Доме профсоюзов, надо начинать описывать с массовых беспорядков, которые произошли несколькими часами раньше вдали от Куликова поля – на Греческой и Дерибасовской улицах, Греческой площади. С расстрела десятника одесского «Правого сектора» Игоря Иванова, с убийства в этом же районе города еще четырех человек – Андрея Бирюкова, Николая Яворского, Александра Жулькова, Геннадия Петрова, со смертельного ранения Евгения Лосинского.
А может быть, начинать кровавую летопись надо еще раньше – с попытки установить в Одессе так называемую «народную республику» 3 марта 2014 г., когда агрессивная толпа антимайдановцев громила входные двери в Одесской облгосадминистрации, когда жестко избили украинского активиста, пытавшегося защитить украинский флаг перед зданием.
С избиения «титушками» активистов Евромайдана и журналистов перед входом в Одесскую облгосадминистрацию 19 февраля.
Или с попытки кремлевского руководства реализовать план «Новороссия» и оторвать от Украины 8 областей, включая Одесскую. С избиений и убийств проукраинских активистов в Донецке и Харькове. С апрельского захвата Славянска отрядом под руководством гражданина России Гиркина. И многих других кровавых событий, уже катившихся к тому времени по востоку Украины.
Но авторам версии «Одесской Хатыни» исторический контекст был ни к чему. Их и история-то по большому счету не интересует. Главная задача их в тот момент была впечатать в подкорку как можно большего количества граждан эту матрицу: Одесская Хатынь – фашисты. Технология информационного вброса подходила для этого просто идеально. Для чего это было надо, стало понятно буквально в первые же дни после трагедии, когда началась «отмывка» словосочетания через СМИ (это когда никто уже не вспоминает, с чего все началось, а само мнение об «Одесской Хатыни» подается большим количеством газет, сайтов, ТВ и блогеров как аксиома). Все, ментальный вирус вброшен в сознательное и подсознательное, дальше дело политтехнологов раскрутить его, насытить подробностями и извлечь выгоду. В данном случае «выгод» было несколько, и первая, как это ни страшно звучит, – война на Донбассе.
Начиная с 12 мая, мы, члены «Группы 2 мая», начали сбор информации обо всем, что касалось трагедии. И в какой-то момент поняли, что постоянно натыкаемся на факты, которые свидетельствовуют: события 2 мая 2014 года фактически стали спусковым крючком войны на Донбассе. Очень много людей, до 2 мая и не помышлявших ехать на Донбасс защищать «русский мир» (как среди россиян, так и среди украинцев), теперь рвались в бой «отомстить за 2 мая». Чуть ли не под каждым сообщением о любом громком событии прошлого года можно было встретить комментарий типа «надо убивать украинцев, чтобы не было как в Одессе». При этом зачастую ставился знак равенства между украинцами и фашистами.
О том, что их подтолкнули поехать на Донбасс события 2 мая в Одессе, писали в соцсетях сами «ополченцы», об этом говорили беженцы из Донецкой и Луганской областей. Вот один из типичных рассказов луганчанки, бросившей свой дом и перебравшейся в Одессу: «Если бы не 2 мая, ЛНР умерла бы не родившись. Ну, захватили сепаратисты ОГА, сидели там, а что дальше делать – не знали. После 2 мая понеслось. Это было как ведро бензина в тлеющий костер». Причем, «ведром бензина» стали не все события 2 мая, а только пожар в Доме профсоюзов.
Кроме этого, «Одесской Хатыни» (в экспортном варианте – Odessa Massacre) отводилась и другая важная роль: с ее помощью предстояло окончательно вылепить в умах граждан как на постсоветском пространстве, так и в мире образ Украины как скопища безжалостных фашистов, жгущих невинных людей за инакомыслие. И никакие факты, опровергающие каждый пункт этой версии, никакие самые независимые и незаангажированные расследования не в состоянии разрушить этот образ.
Один из самых активных агентов продвижения информационного вброса «Одесская Хатынь» – Odessa Massacre в Европе – одессит Олег Музыка. Активист пророссийской партии «Родина», лидер которой – одиозный украинский политик Игорь Марков – несколько месяцев назад был арестован в Италии и находится там под домашним арестом. До событий на Майдане, как считают одесские СМИ, Музыка был скромным торговцем запчастями на авторынке. 2 мая 2014 года он находился в Доме профсоюзов, как сам говорит, сильно пострадал, в основном морально. Но ему повезло – одесские милиционеры сняли его с крыши Дома профсоюзов и препроводили в изолятор горотдела милиции. А 4 мая 2014 г. по требованию толпы, осадившей изолятор, выпустили. И уехал мало кому известный Музыка за рубеж, в Германию, где и живет по сей день.
Уехал активист партии «Родина» не с пустыми руками – он вывез с собой неизвестно кем и для чего сделанные в Доме профсоюзов шокирующие фотографии обгоревших тел погибших. Фотографии действительно страшные, как и сама трагедия 2 мая 2014 года, потрясшая не только Одессу, но и всю Украину. Эта трагедия стала одним из самых резонансных событий новейшей украинской истории наряду с расстрелом киевского Майдана, гибелью тысяч украинских военных и мирных жителей в страшном пламени войны на Донбассе, пытками и убийствами пленных украинских военных и волонтеров и многими другими кровавыми преступлениями, совершенными в ходе «русской весны» в Украине.
Фотографии стали своеобразным капиталом Олега Музыки, который позволяет ему выдавать себя за жертву «украинской хунты» и «украинских фашистов». Вполне возможно, что капитал этот – не только моральный. Потому что, как он сам охотно признается, в течение 2014 – 2015 годов объездил практически все европейские страны, презентуя свою фотовыставку. Для таких «гастролей» нужны деньги. Понятно, что невозможно рассчитывать на постоянную работу человеку, которому надо то в Париж смотаться, то в Варшаву. Кто же его финансирует? До поры до времени мы считали, что деньги ему пересылает бывший босс, лидер партии «Родина» Игорь Марков. Но, скорее всего, мы ошибались. Возможно, эта фотография подскажет нам ответ о возможных заказчиках этого (а возможно, и других) информационных вбросов по Украине и возможных спонсорах Олега Музыки и тех, кто ему помогает, в частности, одесситки Галины Запорожцевой.
Олег Музыка дебютировал в качестве обличителя «киевской хунты» 9 июля 2014 года в Европейском парламенте во время публичных слушаний, посвящённых трагическим событиям в Одессе 2 мая 2014 г., которые организовала депутат от ЛатвииТатьяна Жданок.
Главные действующие лица слушаний в Европарламенте: в центре – Т.Жданок и А.Кочетков, сзади, слева направо – С.Бышок и О.Музыка. Вторая справа – Г.Запорожцева. |
«О гибели людей в Одессе европарламентариям рассказали организатор фотовыставки «Remember Odessa» Олег Музыка, одесский журналист Александр Тодоров, мать погибшего в Доме профсоюзов Андрея Бражевского Елена Радзиховская, активист «Антимайдана» Анна Глазова, а также полковник милиции в отставке Галина Запорожцева. Участники публичных слушаний также могли получить книгу российских психолога Станислава Бышка и политолога Алексея Кочеткова «Neonazis & Euromaidan: From Democracy to Dictatorship». Книга посвящена истории радикального украинского национализма с 1991 г. до начала новой киевской властью «антитеррористической операции» на юго-востоке страны в 2014 г. Одна из глав данной работы посвящена анализу одесской трагедии. Ранее книга уже была представлена как в России, так и в Греции, Франции, Бельгии и Германии», – было сообщено об этом мероприятии на сайте Международной мониторинговой организации CIS-EMOhttp://www.cis-emo.net/ru/news/v-evroparlamente-govorili-ob-odesskoy-tragedii-i-ukrainskom-neonacizme
Обратите внимание: в этом сообщении выставка фотографий из Дома профсоюзов еще называется скромно «Remember Odessa», но уже после этих слушаний ее переименуют быстренько в «Одесскую Хатынь». Надо думать, не без подсказки авторов этой книги С. Бышка и А.Кочеткова.
Во время слушаний были озвучены и многочисленные жуткие слухи: про каннибализм в Доме профсоюзов, про то, что заказчиком событий 2 мая был Игорь Коломойский. Ни тогда, ни позже эти слухи не подтвердились. Но они пошли гулять по всему миру. Кстати, некоторые евродепутаты, в частности, Ребекка Хармс, были возмущены откровенно антиукраинский направленностью этого мероприятия, попыткой создать имидж Украины как фашистского государства.
А вот и книга
Чудом (потому что нас никто не приглашал, конечно) попавший на эти «слушания» эксперт «Группы 2 мая», капитан МВД в отставке Юрий Мукан озвучил нашу позицию. В частности, уже тогда, в июле 2014 г., мы утверждали:
– Первые массовые столкновения стали результатом умышленных и целенаправленных действий одной из многочисленных групп, входящих в «Куликово поле». Эти действия не были согласованы с другими группами и противоречили указаниям собственных командиров.
– В настоящий момент нет оснований предполагать использование в здании Дома профсоюзов фосфорных зажигательных боеприпасов армейского образца.
– Согласно официальной информации следствия и бюро судебно-медицинской экспертизы, погибшие в Доме профсоюзов не подвергались воздействию боевых отравляющих и/или сильнодействующих веществ. По официальным данным, смерть людей во всех случаях вызвана воздействием различных факторов пожара или их комбинацией: воздействием пламени, монооксида углерода и других не уточненных продуктов горения, падением с высоты вследствие попыток самоспасения.
– В настоящий момент Группа не выявила материальных либо иных объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о массированном применении в Доме профсоюзов отравляющих веществ.
– На данный момент Группа не получила ни одного свидетельства о летальном или нелетальном отравлении боевым ОВ людей, находящихся в здании Дома профсоюзов или в непосредственной близости от него во время или непосредственно после пожара.
– Группа не выявила объективных данных, которые бы свидетельствовали о том, что количество погибших больше, чем было официально объявлено, т.е. 48 человек.
Совершенно удивительно, что мы это утверждали еще на первоначальном этапе нашего расследования, а теперь, спустя полтора года, после опроса более 300 свидетелей, анализа фото- и видеоматериалов, официальных документов, инсайдерской информации, наши выводы полностью подтвердились! И дополнились огромным массивом объективной информации, ознакомиться с которой можно на этом блоге, на нашем сайте https://2mayodessa.org, посмотрев визуальную презентацию событий 2 мая http://2may.od.ua/ и фильм «2 мая. Без мифов» https://goo.gl/U3s0ft
Расследование нашей группы признано серьезным и объективным на самом высоком уровне. На него в своих докладах ссылалась и Миссия ООН по мониторингу прав человекаhttp://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/HRMMUReport15June2014.pdf, и авторы 90-страничного доклада Международной консультативной группы Совета Европы
Именно сопоставление материалов нашего расследования (в частности, подробной, практически поминутной хронологии), доклада МДГ Совета Европы с тем, как описываются события 2 мая в книге С.Бышка и А.Кочеткова, помогает понять, на чем строится информационный вброс и последующие манипуляция авторов версии «Одесская Хатынь».
Продолжение следует.