14 месяцев минуло с потрясшей Одессу трагедии. 2 мая 2014 года во время массовых беспорядков, спровоцированных группой боевиков Антимайдана (так называемая “Одесская дружина” под предводительством Сергея Долженкова), погибло 48 одесситов. Более 200 человек получило ранения различной степени тяжести. Эти 6 часов гражданского противостояния стали самыми кровавыми за последние 100 лет истории Одессы.
Созданная по горячим следам событий общественная комиссия “Группа 2 мая”, объединившая известных в регионе журналистов и волонтеров-консультантов, расследует эти печальные события до сих пор. Не завершено и официальное следствие. Лишь первый эпизод – стычка на Греческой площади и прилегающих улицах – доведены следственной группой МВД до логического завершения и переданы в суд. Последовавший за этим пожар в Доме профсоюзов Главное следственное управление МВД Украины расследует и поныне.
Параллельно, Генеральная прокуратура Украины расследует дела по подозрению в совершении должностных преступлений бывшими руководителями областного управления МВД и ГУ ГСЧС Украины в Одесской области.
Следственно-оперативная группа ГСУ, принявшая к производству уголовное дело о массовых беспорядках, была укомплектована весьма квалифицированными кадрами: один из ведущих следователей СОГ ГСУ – полковник Руслан Сушко успешно раскрыл не одно резонансное преступление. Именно он, например, сумел убедительно доказать вину всех троих насильников в деле Оксаны Макар, хотя влиятельные родители негодяев сделали все возможное, чтобы перевести их в статус свидетелей. Тем не менее, расследование событий 2 мая не только осложнено халатными, а возможно и преступными действиями одесской милиции, частично уничтожившей вещественные доказательства и не обеспечившая сохранность мест происшествия в период со 2 по 4 мая. Объективному и всестороннему расследованию мешали немотивированные, зачастую абсурдные заявления высших должностных лиц МВД, Генеральной прокуратуры, возбуждающие кривотолки в обществе. Чего стоят лишь заявления о мифическом хлороформе, отравляющих веществах, агентах ГРУ ГШ РФ, которыми изобиловали интервью растерянных руководителей МВД, СБУ, ГСЧС. Оценить ущерб, нанесенный ими международному имиджу Украины и гражданскому миру в стране, сложно.
Есть также основания предполагать, что расследование преступления, мягко говоря, не вызывает энтузиазма у руководителей МВД и ГПУ. Активисты “Группы 2 мая” неоднократно публиковали и озвучивали на публичных мероприятиях данные, убедительно доказывающие абсолютно неприемлемое качество проведения судебно-медицинских и пожаротехнических экспертиз, положенных в основу официального следствия. Месяц назад следователями, все же, назначены повторные экспертизы, материалы для которых переданы киевским экспертам. Однако, и в этом случае Министерство внутренних дел до сих пор не нашло средств для оплаты экспертиз. Причем, речь не идет о каких-то огромных, неподъемных для бюджета суммах – утвержденные Кабмином расценки на подобные исследования весьма скромные и порой не покрывают расходов на производства экспертиз.
Невзирая на громкие заявления А.Авакова о том, что к расследованию вот-вот будут привлечены зарубежные эксперты высочайшего класса, до сих пор ни один специалист привлечен не был. И дело не в том, что в Европе нет желающих помочь. В соответствии с законодательством Украины, инициатива привлечения сторонних экспертов должна исходить от украинской стороны. А этой инициативы-то и нет. Более того, министерство неоднократно сокращало количество привлеченных к расследованию работников, доведя их число на сегодняшний день до смехотворных двух человек. Кстати, в расследовании Небесной Сотни ситуация аналогичная.
На встрече активистов “Группы 2 мая” с членами постоянного комитета по иностранным делам Конгресса США, состоявшейся 19 августа, речь шла и об этом. По просьбе председателя комитета Скотта Куллинана журналисты и эксперты изложили свое видение причин и последствий трагедии для Одессы и Украины, вкратце обрисовали ход событий 2 мая 2014 года и роль каждой силы, принявшей участие в беспорядках. Особый интерес у сотрудника политического отдела Посольства США в Украине Бенджамина Берка вызвал вопрос современного состояния правоохранительных органов в Украине. Гости также выражали недоумение отсутствием энтузиазма высших руководителей МВД и Генпрокуратуры в расследовании столь резонансных дел. Руководство украинских силовых ведомств пытается “втереть очки” зарубежным инвесторам и выдает поверхностную возню за коренные реформы – такое мнение, как оказалось, бытует не только в украинском, ожидающем коренных переломов обществе, но и среди серьезных экспертов США.
Удивление конгрессменов вызывает и тот факт, что “Группа 2 мая” столько времени работает без какой-либо медийной поддержки со стороны Министерства информационной политики и МИД Украины. Самостоятельно бороться с пропагандистской машиной Российской Федерации, с точки зрения американских гостей, является полной нелепицей в условиях столь значительного международного и внутреннего резонанса обсуждаемых событий.
Что же касается активистов “Группы 2 мая”, то удивление давно сменилось привычкой. Такова объективная реальность, в которой почти полтора года приходится работать журналистам и экспертам, добровольно взявшим на себя обязанность противодействовать лжи и пропаганде. Хочется надеяться, что представители США, так мощно поддерживающих барахтающуюся в волнах военного и экономического шторма Украину, смогут убедить руководство нашей страны, что проволочки в деле подлинного реформирования правоохранительных органов, очищения их от случайных людей и мздоимцев – смерти подобны.
Напомним, что “Группа 2 мая” регулярно встречается с миссиями зарубежных институций – ОБСЕ, комиссиями и комитетами Парламентской Ассамблеи Совета Европы, наблюдателями и послами ООН. Ближайший отчет международной консультационной группы Европейского Союза, в котором представлены материалы экспертно-журналистского расследования “Группы 2 мая” будет опубликован в октябре.